Логоневроз (заикание)


Что может быть общего у Мэрилин Монро, создателя сказки о девочке Алисе — Льюиса Кэррола, великого ученого Исаака Ньютона и Черчилля? Конечно же, популярность и непревзойденный талант. Однако объединяет их не только это. Все эти люди заикались.

Сегодня в мире от заикания страдает более 50 миллионов человек — это примерно 1% всего населения земного шара. С каждым годом число пациентов. столкнувшихся с данной проблемой, увеличивается в геометрической прогрессии. Неблагоприятная экологическая обстановка, эмоциональный нагрузки и стрессы и даже генетические факторы — всё это способствует увеличению числа людей, страдающих от логоневроза.

Что такое заикание?

В международной медицинской практике логоневроз относят к категории психиатрических болезней по той причине, что этот недуг в некоторой степени связан с изменениями в головном мозге у детей и взрослых. Заикание представляет собой расстройство общения, при котором речь прерывается повторами, растягиванием отдельных звуков и даже целых слогов. В результате — речь не плавная, запинается, характерная мимика и чувство постоянного дискомфорта. человек понимает, что говорит некрасиво — это, в свою очередь, вызывает растерянность и неполноценность. Расстройство речи делает человека неуверенным в себе, замкнутым, необщительным и ранимым.

Попробуем взглянуть на определение понятия с медицинской точки зрения. Логоневроз представляет собой произвольные сокращения гортанной и артикуляционной мускулатур, которые возникают чаще всего в начале речи (иногда — в середине) в результате спазма. В результате человек самопроизвольно задерживается на каком-либо звуке или слоге. Данная симптоматика имеет много общего с тоническими и клоническими судорогами. Последние характеризуются повторным образованием слов, слогов и звуков.

Заикание, как и любая другая форма психиатрического расстройства, имеет свои степени развития. Всего их 4: от редких приступов до серьезной личностной проблемы, которая ограничивает способность к общению.

Заикание: причины

В медицинской практике выделяют две группы причин, способствующих развитию недуга: провоцирующие и предрасполагающие. Последняя группа имеет целый ряд факторов, способствующих развитию заикания:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Некоторые заболевания, вызывающие нарушения речевого центра.
  • Психическое или физическое переутомление, стрессы и нервозы.
  • Родовые травмы и нарушения внутриутробного развития.

Существуют некие условия, способствующие возникновению логоневроза. К ним можно отнести: нарушение развития мелкой моторики и чувства ритма, скудность эмоционального развития, задержка умственного развития, скрытые психические нарушения. Наличие одного из вышеперечисленных условий будет вполне достаточно для нервного срыва и, как его следствие, развития заикания. Наиболее распространенной причиной развития недуга является одномоментная психическая травма (сильный испуг, например), многоязычие в семье, подражание или тахилалия (ускоренная речь).

Интересно, что здоровый человек около 7-10% слов произносит с незаметным и привычным повторением отдельных звуков (вспомните всем известное и наиболее распространенное повторение звука “эээ” перед началом предложения или “ммм” в середине мысли). Но в том случае, если повторение речи составляет более 10% — речь идет о заикании.

Интересные факты

Примечательно то, что количество заикающихся людей различно в зависимости от их места проживания. Так, больше всего их в Италии, где говорят быстро, громко и ритмично. Процент заикающихся людей, как вы уже поняли, зависит от особенностей менталитета и темперамента (так, например, итальянцы — в их говоре часто встречаются повторяющиеся звуки). В Европе количество заикающихся людей уменьшается в направлении с западной части в сторону восточной: во Франции приблизительно 5,7% заикающихся, в Германии чуть меньше — всего 2% населения, меньше всего в России — около 1,2% людей.

Медицинская статистика говорит о том, что мальчики заикаются чуть чаще, чем девочки. Мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели — в общем, все те, кто находится рядом с малышом, должны пристально следить за его первыми попытками построить предложение — раннее распознание нарушения позволит предотватить развитие заболевания. Может случиться так, что ребенок резко перестаёт говорить — в этом случае необходимо показать его квалифицированному специалисту.

Пик развития заикания приходится на юношеские годы. После 30 лет его проявление начинает ослабевать.

Заикание, как и любое другое психическое расстройство, необходимо распознать еще в начале развития. Важно подобрать правильное лечение, которое поможет скорректировать речь на самом раннем этапе. Сегодня известно достаточно много способов и методик лечения логоневроза: от использования лекарственных препаратов до иглоукалывания и применения специально созданных устройств. Забавно, что некоторые мамочки, живя в современном мире, при первых признаках заикания у ребенка начинают водить его по “бабкам” и другим шарлатанам в надежде, что они смогут исцелить малыша.

Заикание поддается лечению, но делать это нужно осознанно и грамотно.

Почему развивается заикание?

Как уже было сказано, есть две группы причин, обусловливающих развитие патологии. К первой группе можно отнести поражения центральной нервной системы. В этом случае причинами логоневроза становятся тяжёлая беременность, роды и, как их следствие, травмы, тяжкие заболевания в первые месяцы жизни ребенка, наследственная предрасположенность. На первый взгляд ребенок кажется абсолютно здоровым в психо-физиологическом плане. Только изредка задерживается на отдельных звуках или слогах. Однако тщательное медицинское обследование показывает совершенно другую картину — наличие судорожной готовности и повышенное внутричерепное давление, а также изменение некоторых рефлексов.

Ко второй группе пациентов логопеда относятся дети с изначально здоровой нервной системой. Заикаться они начинают из-за невроза, вызванного стрессом или сильным нервным истощением. Причиной может послужить сильная гроза или внезапно упавшая со шкафа кошка, переутомление, вызванное сильной нагрузкой в школе или ссора родителей. Но это не значит, что фильм ужасов станет причиной заикания. У разных детей разная психика. Те, у кого она изначально слабая и неустойчивая, могут начать заикаться даже после сильной грозы. Сильное волнение и возбуждение только усиливает признаки логоневроза с такой природой происхождения.

В медицинской практике имеются и не совсем обычные причины развития речевой патологии. Как выясняется, не всегда стоит переучивать ребенка держать ложку правой рукой, если ему изначально было удобно делать это левой. Часто это становится кнопкой, запускающей патологический процесс.

Заикание нередко путают со “скандинавским говором”. Заболевание развивается вследствие нарушения деятельности мозжечка. В этом случае больной впадает из одной крайности в другую — говорит или очень тихо, или очень громко (слишком медленно или быстро). Называется это речевой атаксией.

Истинный логоневроз проявляется при волнении, сильном возбуждении и ослабевает при спокойной обстановке. Интересен тот факт, что из заикающегося человека может получиться хороший певец.

Каков механизм?

Результатом сокращения мышц речевого аппарата становится пауза на определенном звуке или слоге. Кратковременные — клоническое заикание, сильные и продолжительные — тоническое. Чаще всего в медицинской практике встречается смешанная форма логоневроза.

Каковы же причины возникновения? Почему некоторые люди становятся заиками, а другие нет? На самом деле причины логоневроза скрыты глубоко под корой головного мозга, где активно работают тысячи нейронов. Именно там находятся специфические нервные центры, отвечающие за речь человека. Способность издавать звуки, превращая их в слова и осмысленные предложения была доступна человеку еще в доисторические времена. Чтобы люди могли взаимодействовать с социумом не только с помощью мимики и жестов, еще в раннем детстве начинают своё формирование структуры, отвечающие за речевое общение:

  1. Центр Брока. Этот голосовой центр регулирует работу мышц и связок, которые участвуют в речи.
  2. Ассоциативный центр. По сути, выражение “Досчитай до 100 и лишь потом говори” — это про него. Ассоциативный центр анализирует услышанное и отвечает за то, что будет сказано в ответ.
  3. Центр Вернике. Данный участок отвечает за распознавание чужой и собственной речи.

Только их чёткая и слаженная работа формирует замкнутую цепь: услышал — воспринял — проанализировал — отреагировал . Голосовой центр позволяет нам говорить и вместе с этим активизирует деятельность слухового центра. Последний, в свою очередь, воспринимает услышанное и даёт команду ассоциативному центру: “Время думать!”, после чего запускает голосовой центр. Так и происходит общение.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что результатом периодически возникающих разрывов речевой цепи является задержка звука. Это происходит благодаря неодинаковой скорости работы центров. Первые признаки заикания можно заметить еще в глубоком детстве. В 2-3 года речевые центры только начинают свое формирование. В этом же возрасте легче всего и спровоцировать нарушение синхронности их работы.

Механизм заикания с медицинской точки зрения

Современная медицина представляет механизм возникновения заикания следующим образом:

  • Неврозы, сильный испуг, врожденные расстройства нервной системы, подражание (любые причины возникновения логоневроза) приводят к перевозбуждению центра Брока (самый мощный участок речевого центра), вследствие чего увеличивается скорость его работы. В результате речевой круг размыкается.
  • После этого перевозбуждение переносится на соседние участки головного мозга, которые отвечают за двигательную активность. Это приводит к неконтролируемому сокращению мышц.
  • В результате человек заикается, центр Брока расслабляется до нормального состояния и замыкает речевой круг.

К настоящему времени известны причины заикания, раскрыт также и механизм его возникновения. Тем не менее, фундаментального лекарства от него так и не придумали. С наступлением 21 века светила медицины начали подходить к данной проблеме более осмысленно. Большая их часть пришла к общему знаменателю — необходимо нормализовать работу центра Брока.

Больным должна быть показана успокаивающая терапия, а также рекомендованы лечебно-профилактические мероприятия, направленные на снижение судорожной активности В качестве альтернативного лечения используют иглоукалывание, релаксирующие ванны и даже гипноз. Благотворно сказываются и речевые упражнения, пение и длительное молчание. Чтобы оптимизировать работу речевого аппарата, необходимо задействовать другие центры — для этого часто применяют дирижирование.

Таблетки от заикания: правда или вымысел?

Последние достижения в области лечения от логоневроза сводятся к техническому прогрессу. Речь идет о специальных антизаикальных устройствах и уникальных компьютерных программах, которые нормализуют речь пациента. Некоторые из них позволяют услышать собственную заикающуюся речь, но в исправленном варианте. С помощью других можно услышать самого себя, но с задержкой на долю секунды. Созданы также устройства, позволяющие заглушить голос фоновыми шумами, приборы, демонстрирующие на экране речь человека, а также программы, снижающие или повышающие частоту звуков воспринимающей речи.

Казалось бы, в изучении данной проблемы можно поставить точку, однако последние исследования ученых доказали, что причиной возникновения логоневроза может стать дефект медиаторов нервной системы — вещества, которое контролирует работу речевого центра.

Профессор калифорнийского университета выдвинул весьма интересную гипотезу. По его мнению у большинства заикающихся людей повышен уровень выработки дофамина. Если это будет доказано, то в скором времени можно будет купить таблетки от заикания в ближайшей аптеке.

Пока такую таблетку не изобрели, можно утешать себя мыслью о том, что заикающиеся мужчины более сексуальны и темпераментны (по мнению венгерского сексолога Иштвана Коварша). Правда, о заикающихся женщинах ничего не сказано.

Что делать?

Родители должны обращать пристальное внимание на развитие речи у ребенка. Важно помнить о том, что заболевание легче предупредить, нежели лечить его последствия. Именно поэтому стоит обратить внимание на некоторые способы, которые должны помочь снизить риск развития заикания у малыша:

  • С ребенком нужно говорить медленно и плавно, не повышая резко голос.
  • Следует делать продолжительные паузы. Особенно в тот момент, когда вы уже сказали фразу, а ребенок еще нет. Это время для того, чтобы малыш обдумал вашу фразу и спокойно на ее ответил.
  • Нужно задавать меньше вопросов. Стараться избегать команд и приказов. Вопросы оказывают давление на психику ребенка — он начинает волноваться, чувствуя ограничение по времени.

Лечение логоневроза — задача квалифицированного логопеда. Практически в каждом населенном пункте можно найти специалиста, который работает с дефектами речи. Однако логопед поможет лишь в том случае, если речь идет о врожденной патологии. Если причиной заикания стала психологическая травма, ребенка лучше показать психиатру.

Как лечить?

Здесь как никогда важен принцип: “чем раньше, тем лучше”. В некоторых случаях раннее распознавание заикания позволит избежать развития серьезного недуга всего за две недели. Медицинская практика рекомендует использовать комплексное лечение логоневроза.

В первую очередь, необходимо определить тип заикания. От этого будет зависеть, какую методику использовать для ликвидации дефектов речи. Поэтому мамочки должны отвести своего ребенка не к логопеду, а к невропатологу. И только, если он не найдет у маленького пациента “своих” болячек, можно отправляться к специалисту, устраняющему дефекты речи. Так бывает в легких случаях. Но чаще всего родителям и малышам приходится работать сразу же с несколькими специалистами.

Решает проблему квалифицированный невропатолог-рефлексотерапевт, так как у заикающихся пациентов, помимо нарушений моторики, наблюдаются другие признаки недуга (общая скованность, угловатость, судорожность, головные боли, мышечное напряжение).

Дело в том, что при травме (родовой, например), сильных стрессах и тяжких заболеваниях некоторые группы мышц сильно зажимаются и остаются в таком состоянии. Еще большее напряжение наступает в момент сильного возбуждения или волнения. Если человек испытывает сильные эмоции в течение длительного времени, напряжение скапливается в определенном месте. В результате возникает своеобразное уплотнение спазмированного участка мышечной ткани. Говоря языком науки, миофасцильные образования. Они, кстати, создают помехи при передаче нервного импульса.

Мнение специалиста

У многих детей, страдающих от заикания, наблюдаются зажимы в области плечевого сустава, шеи и даже области живота. Нередко именно из-за этого голова немного выдается вперед. Поэтому так важно обращаться к нужному специалисту. ведь в данном случае в первую очередь необходимо убрать спазм мышц, убрать напряжение с того или иного участка, и лишь потом исправлять дефекты речи. Медикаментозные препараты не позволяют достичь нужного результата — наибольшей эффективностью обладает миотерапия (лечение мускулатуры физиотерапевтическими процедурами и лечебной физкультурой).

Не всегда причина заикания травмы. Есть еще и психологические проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи квалифицированного психолога.

“Все проблемы от головы” — эта истина имеет научное обоснование. Эмоции всегда находят отражение на физическом уровне. Частые стрессы, сильное переутомление или психологическое перенапряжение — всё это отражается на состоянии здоровья даже взрослого человека. Что уж тут говорить о маленьком ребенке, чья психика находится в стадии развития?

В том случае, если причиной заикания стал стресс или сильный испуг, устранение зажима не даст положительного результата. Психолог должен помочь избавиться от травмирующего обстоятельства. Так, например, малыш боится публичных выступлений или разговора с посторонним человеком. Нужно разобраться в причине, помочь преодолеть страх и только тогда корректировать речь. Нередко семейные проблемы отражаются на психике ребенка — в этом случае нужно работать непосредственно со всеми членами семьи, подсказывая, как вести себя при малыше.

Как только будет устранена основная причина возникновения недуга, за работу может приниматься логопед. В его арсенале есть лечебная гимнастика, специальный логопедический массаж, артикуляционные упражнения и целый комплекс процедур, направленных на коррекцию речи.

Родителям на заметку:

  1. Создайте в доме спокойную обстановку (ребенок не должен слышать скандалы и ссоры, нецензурную речь и оскорбления).
  2. Соблюдайте режим дня (грамотно составленный распорядок дня и его соблюдение позволяют погасить чувство тревоги).
  3. Говорите с малышом спокойно, неторопливо, негромко, размеренно.
  4. Избегайте повышенного тона, резкого крика и жестов, которые могут напугать малыша.
  5. Не торопите ребенка, если он вам что-то рассказывает.
  6. Почаще ласкайте и балуйте своего малыша, не стесняйтесь проявлять заботу и любовь.
  7. Почаще хвалите.
  8. Практикуйте занятия пением и музыкой — они хорошо развивают чувство ритма, что немаловажно для коррекции речи.

В лечении заикания важно уделить внимание общему психо-эмоциональному состоянию ребенка. Стоит напомнить о том, что спокойная обстановка в доме, умеренная физическая нагрузка (дыхательная гимнастика, плавание, аэробика и танцы), частые прогулки на свежем воздухе — всё это способствует скорейшему устранению проблемы.

Однако занятия с логопедом — это важнейший момент, который поможет скорректировать речь ребенка.

Чем поможет логопед?

Квалифицированный специалист при помощи специальных методик устраняет дефекты речи, а также учит малыша красиво говорить. Как правило, занятия проходят по определенной системе. В ходе первичной консультации логопед выявляет проблему и составляет план индивидуальных занятий, а также их последовательность и этапы.

Сначала дети учатся правильному изложению текста. Они заучивают стихотворения, небольшие прозаические отрывки наизусть, пересказывают домашнее задание. Важно то, что ребенок чувствует себя гораздо уверенней — ему не будут ставить оценку, никто не засмеется над тем, если он внезапно запнется.

На таких занятиях речь у ребенка более спокойная, плавная и размеренная. Как только будут достигнуты соответствующие результаты на данном этапе, ребенка просят придать тексту эмоциональную окраску (где-то повысить голос, где-то понизить).

В ходе занятий у логопеда часто имеют место быть постановочные упражнения. Их суть сводится к тому, чтобы создать определенную ситуацию, которая может возникнуть за пределами кабинета. Суть таких занятий сводится к преодолению волнения.

Родители должны хвалить ребенка за каждое достижение. Пусть даже оно будет и не таким значительным.

Нередко в кабинете у специалиста проводится лечение с использованием специальной логопедической ритмики. Данная методика включает в себя упражнения для голосовых связок, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пение, хороводы и т.д.

Очень важно справиться с заиканием до школы. Во-первых, потому, что раннее распознавание проблемы позволит быстрее и эффективнее справиться. Во-вторых, дети — жестоки, а это значит, что заикающийся малыш станет предметом насмешек, что будет препятствовать лечению в дальнейшем. И в-третьих, бороться с заиканием в более зрелом возрасте гораздо проблематичнее.

Золотые правила для тех, кто заикается, и не только

  1. Сначала хорошенько подумайте и лишь потом говорите.
  2. Произносите свою речь на выходе.
  3. Делайте акцент на гласных звуках.
  4. Произносите слова в предложении слитно.
  5. Делайте паузу в конце каждой мысли.
  6. Не стройте длинных предложений — делите их на короткие осмысленные фразы.
  7. В каждом предложении выделяйте голосом основную мысль.
  8. Держите зрительный контакт с собеседником.

Эти правила стоит взять на вооружение не только пациентам логопедического кабинета. Спокойная и размеренная речь обладает магическим воздействием, поэтому учиться говорить красиво нужно каждому, кто не планирует стать отшельником.

Источник: medikoff.net

1.Общие сведения

Заикание, или логоневроз, представляет собой одну из наиболее распространенных и, вместе с тем, сложных проблем, заниматься которой вынуждены специалисты самого разного профиля – от педагогов до нейрохирургов.

По разным оценкам, среди детей заикание встречается в 8-10% от общей популяции, хотя это речевое расстройство может возникнуть не только в детском, но и в любом другом возрасте, независимо от пола, места проживания, расовой и национальной принадлежности. Впрочем, достоверная и тесная связь с полом все же имеется: мальчики страдают примерно втрое чаще, и лечить логоневроз у них сложнее.

Периоды, когда развивающаяся центральная нервная система и, в частности, речевые ее функции наиболее уязвимы для дезорганизующих воздействий, охватывают возрастные интервалы от 2 до 4 и от 5 до 7 лет, когда ребенок получает (и должен переработать, усвоить, запомнить) огромное количество новой для него информации.

2.Причины

Общеизвестна и очевидна роль социально-психологических факторов в развитии заикания. К таким факторам относятся ситуации острого и хронического дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после чего речь может на какое-то время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый микроклимат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний конфликт, и т.д. Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе практически всегда лежит та или иная психогения.

Однако патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по сути, неясным. За последнее столетие выдвинут ряд серьезных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но все они, в лучшем случае, являются лишь более-менее удачными моделями, способными ответить на часть вопросов и не решающими проблему в целом. Так, до последнего времени недооценивалась, по-видимому, роль генетических факторов (наследственная предрасположенность могла бы объяснить, кроме прочего, преобладание лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в частности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разных вариантах и чем именно определяется клиническая специфика при одинаковых, казалось бы, начальных условиях.

Не всегда удается найти в анамнезе причину (в том числе в сфере бессознательного и вытесненного), которую можно было бы счесть достаточно серьезной: многие дети и взрослые, пережившие более чем тяжелые психотравмы, никаких признаков заикания не обнаруживают.

Электрофизиологические, томографические и прочие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменениями в структурах головного мозга, – в частности, зоны Брока́, функционирование которой непосредственно ассоциировано с речью.

Ситуация дополнительно осложняется тем, что заикание нередко развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством испытывает огромный дискомфорт по поводу своей «неполноценности» (особенно если подвергается насмешкам или иному прессингу), может замкнуться, впасть в тяжелое депрессивное состояние, начать страшиться и избегать речевой коммуникации вообще, оставить всякие попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, таким образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.

Исследования в данной области осуществляются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, однако на сегодняшний день методики коррекции (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) являются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что в свою очередь открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.

3.Симптомы и диагностика

Как указано выше, существуют разные варианты заикания, весьма отличающиеся друг от друга. В одних случаях преобладает логоклония (непроизвольное повторение звуков или слогов «на старте» фразы либо слова), в других выражен тонический компонент – необходимость произнести слово вызывает перенапряжение мимических мышц, языка, мышц шеи.

Иногда непроизвольно растягиваются (словно пропеваются) те или иные звуки, либо пациент не может произнести определенные фонемы, тогда как прочие сочетания звуков вербализует без труда. Нередко заикание появляется только в некоторых ситуациях, а в более комфортной для больного обстановке исчезает без следа.

Выделяют четыре фазы в прогрессировании логоневроза: от дошкольной до «взрослой», к наступлению которой заикающийся человек, как правило, вырабатывает собственные приемы «сглаживания» или «маскировки» заикания, привыкает почти автоматически заменять недоступные ему слова или звуки более удобными синонимами; в целом, смиряется с наличием расстройства, более или менее адаптируется и научается жить с ним, – а также с глубоко укоренившимся комплексом неполноценности, страхом и избеганием общения, тревожно-депрессивным синдромом и другими нарушениями психики, подчас куда более тяжелыми и выраженными, нежели первичное заикание.

Однако при благоприятных условиях, правильной тактике поведения родителей, доброжелательном отношении со стороны микросоциального окружения во многих случаях обнаруживается тенденция к постепенной редукции заикания. Полное устранение речевого расстройства наблюдается в 50-80% случаях.

Диагностика может потребовать привлечения профильных специалистов – прежде всего, для выявления или исключения патологического органического фона (резидуальные последствия родовой травмы, латентно протекающие нейроинфекции, опухоли и т.д.), а также для оценки общего психологического состояния, конституционального типа личности и других факторов, имеющих значение в плане предстоящего лечения.

4.Лечение

В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников. Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений. Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации. Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания. Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.

При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).

Сегодня в большинстве случаев удается добиться полного излечения или, по крайней мере, кардинальной редукции логоневротической симптоматики. Очень важно обратиться за помощью на начальном этапе, при первых признаках нарушений ритмики и плавности речи, когда расстройство еще не приобрело характер застойной фиксации с массой вторичных психологических последствий.

Источник: medintercom.ru

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей. По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей. Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях. С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Оглавление:
Механизм развития заикания (логоневроза)
Причины развития заикания
Классификация логоневроза – виды заикания
— Классификация по течению проблемы
— Классификация по типам судорог
— Классификация заикания по клиническим формам
4. Общие принципы лечения логоневроза

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге. Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается. Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется. На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора. При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков — ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше — эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма, при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза — характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма — состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка. То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер. Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами. Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня. Ребенок обязательно должен спать не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером. Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения. Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим. Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится — не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Заикание (логоневроз) – проблема, которая может мешать вести полноценную жизнь, поэтому ее нужно начинать решать еще в детском возрасте.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

20,704 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Источник: okeydoc.ru

      Логоневроз (Logoneurosis – лат.) – судорожное нарушение плавности речи в виде непроизвольной задержки, повторения или затяжного произнесения отдельных звуков, слогов или слов.Другое название логоневроза – заикание.
      Как правило, логоневроз развивается в детском возрасте от 3 до 8 лет, у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек. Другой опасный возраст для возникновения логоневроза – подростковый (15-17 лет).
 К факторам, способствующим возникновению логоневроза, относятся: повышенная возбудимость,впечатлительность, нервозность, эмоциональная нестабильность (лабильность) ребенка. 

      При отсутствии лечения заикание может сохраниться на всю жизнь. По данным статистики в Российской Федерации логоневрозом в той или иной степени страдает около 1,5% взрослого населения.

Логоневроз традиционно рассматривается как невротическое расстройство, связанное с перенесенной психологической травмой, испугом или иным сильным переживанием.

Основные симптомы логоневроза, или заикания – паузы в разговоре, частые повторения отдельных слогов, звуков или целых слов, затрудненное произнесение слогов или слов, спазмы речевого аппарата (языка, губ, мышц гортани), артикуляционные судороги.
Эти и другие симптомы логоневроза обостряются при эмоциональном переживании и нервном возбуждении.

Сопутствующие симптомы логоневроза – гримасы лица, мышечное напряжение, лицевые тики, быстрое моргание, дрожание губ, дыхательные судороги и ощущение нехватки воздуха.

Виды заикания
В зависимости от характера симптомов различают две основные формы логоневроза, или заикания: тонический логоневроз и клонический логоневроз.

Тонический логоневроз проявляется как непроизвольные паузы в речи или затяжное, пролонгированное произнесение тех или иных звуков.
Клонический логоневроз означает навязчивое частое повторение отдельных слов, слогов, звуков.
Возможна также смешанная форма логоневроза, сочетающая признаки тонического и клонического заикания.

Логоневроз, или заикание, как правило, сопровождается также общеневротическими симптомами, к которым относятся психическое напряжение, тревога, страх, подавленное настроение, чувство неполноценности, нарушения сна, пониженный аппетит, потливость.Выраженность симптомов логоневроза зависит от стадии развития заболевания.

       Главная опасность, которую представляет логоневроз, или заикание – социальная дезадаптация, развитие неврозов, фобий, чувства неполноценности, заниженной самооценки.

      Лечение логоневроза в интегральной медицине включает различные процедуры рефлексотерапии, физиотерапии, а также фитотерапию для улучшения психоэмоционального фона. Все процедуры назначаются индивидуально после проведения комплексной диагностики.

Цель психотерапии —  достижение стойких положительных результатов:

— устраняются невротические расстройства, сопровождающие логонервоз или вызванные логоневрозом;
— повышается стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
 — устраняется перевозбуждение центральной и вегетативной нервной систем;

— устраняется затруднение речи, нарушение ритма и темпа речи, сопровождаемое судорогами мышц речевого аппарата, восстанавливается согласованность речи, дыхания и артикуляции, значительно улучшается или полностью восстанавливается нормальная речь;
       Лечение логоневроза идеально сочетается с занятиями с логопедом.

Источник: www.b17.ru

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Что такое заикание?

Заикание – это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи. Одновременно с этим заикание сопровождается расстройствами дыхания, изменениями в высоте и тембре звука. Синонимом заикания является термин логоневроз.

Причины заикания

Заикание или логоневроз относится к нарушению ритмической организации речи, в развитии которого участвуют несколько факторов. В первую очередь – это слабость нервной системы, многочисленные психологические и даже психические проблемы, а также хронические вялотекущие патологии.

Функция речи

Для того чтобы понять причину заикания, важно знать, что речь является результатом взаимодействия одновременно нескольких систем. Функция речи реализуется благодаря слаженной работе двух мозговых центров — Вернике и Брока. Центр Вернике – это слуховой, ассоциативный центр, который анализирует воспринимаемую речь и принимает решение, что далее говорить. Центр Брока – это моторный, голосовой центр, который отвечает за работу мышц речевого аппарата. Только синхронная работа этих двух центров обеспечивает плавную и ритмичную речь. Когда работа одного из этих центров нарушается, происходят разрывы речевого круга. Данные разрывы объясняются неодинаковой скоростью работы вышеперечисленных речевых центров.

Механизм развития заикания

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи — одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Формы заикания

Заикание может классифицироваться по характеру его проявления или же по причине возникновения. По характеру проявления выделяют тоническую форму заикания и клоническую. При тонической форме заикания происходит пролонгация, то есть растягивание звуков или слогов. Клоническая форма логоневроза характеризуется повторением звуков, слогов или слов. Также может наблюдаться смешанная форма заикания, при которой отмечается и пролонгация (растягивание), и повторение слогов и звуков.
По причине появления условно выделяют невротическую и неврозоподобную форму.

Невротическая форма заикания

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью, нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи
. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.

Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

Со временем формируется порочный круг — страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства
. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах. Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития — первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Признаки заикания

Основными проявлениями заикания являются прерывания в речи, вследствие чего речь теряет свою ритмичность. Прерывания могут проявляться в виде растягиваний звуков либо в виде их повторов. Как правило, изолировано логоневроз не протекает. Часто заболеванию сопутствуют фобические, тревожные или депрессивные расстройства. Заикание в 99 процентах случаях развивается в детском возрасте или в подростковый период. При своевременном и комплексном лечении заикание проходит. Злокачественные формы заикания, вовремя не вылеченные, остаются и сопровождают человека и во взрослой жизни.

Заикание у детей

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением, ощущением удушья. Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

Практически у всех развивается логофобия – взрослые пытаются избегать общения, после первых двух фраз диалога они ссылаются на недомогание и покидают собеседника. Такие больные трудно адаптируются в обществе, на работе, в новом коллективе. Речь характеризуется прерывистостью, скачкообразной тональностью (голос становится то выше, то ниже), скудностью. Она изобилует такими словами-паразитами как «это», «э», «как бы» и так далее.

Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия, как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе, боли в области сердца, кашель и так далее.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы. Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы, то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина.

Лекарства, применяемые для лечения заикания

Название

Как применять?

Пантогам

По 250 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день, утром и в обед. Для маленьких детей доза должна рассчитываться исходя из массы тела. Так, на килограмм веса необходимо 30 миллиграмм препарата.

Вальпроевая кислота

По 20 – 40 миллиграмм на килограмм веса. Так, в среднем на ребенка приходится по 150 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день.

Фенибут

По 250 миллиграмм в день, утром и вечером.

Карбамазепин

По 50 – 150 миллиграмм (в зависимости от возраста) в сутки.

Важно понимать, что лечится не симптом (в данном случае заикание), а само заболевание. Если логоневрозу предшествовали черепно-мозговые травмы, то рекомендуется лечение в органическом плане. Назначаются уколы магния сульфата, витаминов группы В, глюкозы. Проводится дегидратационная терапия, которая включает назначение мочегонных средств. Если логоневроз развивается в кадре тревожного расстройства, то с успехом применяются противотревожные средства и анксиолитики.

Логопедическая коррекция заикания

Существует множество методик по коррекции заикания, но, к сожалению, ни один метод не дает 100-процентной гарантии. Логопедические занятия, как правило, проводятся индивидуально. Они включают формирование навыков правильной речи, коррекцию неправильного произношения, постановку звуков. Параллельно проводятся психотерапевтические беседы по преодолению страха общения и других страхов, часто наблюдающихся у детей.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Источник: www.tiensmed.ru