Программа «Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста» методическая разработка (старшая группа) по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече…

Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де…

Модель психокоррекционной программы «Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»

Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обижен…

Программа «Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста»

«Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения»…

Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч…

Программа «Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста».

Объект – воспитанники детского садаПредмет – коррекция страхов и тревожности у дошкольниковГипотеза — при проведении занятий у детей снижается уровень тревожности и наличия страхов, повышается самооце…

Авторская программа по физическому развитию детей дошкольного возраста с использованием технологии фитбол-аэробики и степ-аэробики «Играй-ка»

В программе описана организация образовательного процесса по развитию физических качеств детей посредством использования технологии фитбол-аэробики и степ-аэробики «Играй-ка&raquo…

Источник: nsportal.ru
  • Содержание
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Аналитический обзор тревожности и ее коррекции у детей дошкольного возраста

    • 1. 1. Научные взгляды на тревожность в отечественных и зарубежных исследованиях
    • 1. 2. Факторы высокой тревожности у дошкольников
    • 1. 3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
    • 1. 4. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста
    • 1. 5. Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. Анализ коррекционных программ в ДОУ

    • 2. 1. Программы по коррекции тревожности дошкольников
    • 2. 2. Сравнительный анализ программ
    • 2. 3. Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. Составление коррекционной программы психологической работы с детьми с высоким уровнем тревожности в условиях дошкольного учреждения

    • 3. 1. Информирование родителей
    • 3. 2. Диагностический этап программы
    • 3. 3. Консультация родителей
    • 3. 4. Коррекционные занятия с дошкольниками
    • 3. 5. Выводы по главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. // Психологический журнал. -1996. -№ 4. -С. 5−13.
  2. Арттерапия. Хрестоматия / сост. и общая редакция А. И. Копытина. — СПб, 2001. — 320 с.
  3. Астапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия [Текст] / Астапов В. М. — М.: «ПЕР СЭ», 2008. — 256с.
  4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. № 2.
  5. Большой психологический словарь / сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.
  6. Борозинец Н. М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки: Монография. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — 125 с.
  7. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
  8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб: Союз, 1997. — 220 с.
  9. Габдреева Г. Ш., Прохоров А. О. Практикум по психологии состояний. — СПб.: Речь, 2004. — 480с.
  10. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
  11. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. -2-е изд. — М., 2002. — с. 1989. — 318 с.
  12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус. — Минск: Университетская, 1997. — 237с.
  13. Захаров А. И. Неврозы у детей и психиатрия. Серия: Психология ребёнка. — СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат». — 2000. — 336с.
  14. Захарова А. В. Генезис самооценки. //Дисс… докт. психол. наук. — М., 1989. — 412 с.
  15. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 380с.
  16. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е. И. Изотова. — М.: Академия, 2004. — 283 с.
  17. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследования. Тбилиси: Мецнисреба, 2020 с. 54−57.
  18. Ипатов А. В Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. — СПб.: Речь, 2011. — 112с.
  19. Катрич Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте. // Дисс… канд. психол. наук. — М., 1994. — 161 с.
  20. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе [Текст] / Конева О. Б. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. — 32с.
  21. Кочубей Б. И. Новикова Е.В. Снимем маску с тревоги [Текст] / Кочубей Б. И. // Семья и школа. — 1988. — № 11. — с. 25 — 30.
  22. Лебедева Л. Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб, 2003. — 256 с.
  23. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1969 — № 1. — с. 22 — 27.
  24. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
  25. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самосознания дошкольников — СПб., 2003. — 110 с.
  26. Лопатина О. Г. Роль оценочных высказываний в процессе общения детей в детском саду и семье [Текст] // Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: сборник научных трудов. — М., 1990. — 420с.
  27. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1994.
  28. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Лютова Е. К., Монина Г. Б. М., 2000. — 192с.
  29. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб, 2003. — 400 с.
  30. Марцинковская Т. Д. Ваш тревожный ребенок [Текст] / Марцинковская Т. Д. — М.: «Вентана-Граф», 2005. — 32с.
  31. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Мар-цинковская Т.Д. — М.: Гардарики, 2001. — 255с.
  32. Мей Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность: хрестоматия по психологии [Текст] / сост. В. М. Астапов. — СПб., 2001. — 256с.
  33. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. — М., 2005.
  34. Мухина В. С. Психология дошкольника. — М., 2005.
  35. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Изд-во «Наука», 1976.
  36. Немов, Р. С. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математический статистики. Кн. 3 /Немов Р.С. психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. В 3 кн. — М., 1999. — 269 с.
  37. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. — М., 2003. — 254 с.
  38. Осипова А. А. Общая психокоррекция. — М., 2000. — 512 с.
  39. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / [Е.З. Басина, Л. В. Берцфаи, Е. А. Бугрименко и др.] / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1998. — 135 с.
  40. Пинчук В. А. К индивидуально-психологической специфике различных типов эмоциональности.— Вопросы психологии, 1981, № 4, с. 70—79.
  41. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2008. — 688с.
  42. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — с. 33 — 37.
  43. Прихожан А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. — М., 2008. — 192 с.
  44. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / Прихожан А. М. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 192с.
  45. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-пресс, 1999. — 440с.
  46. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 2001.
  47. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей [Текст] / под ред. А. А. Реана. — СПб., 2004. — 224с.
  48. Психология самосознания. Под ред. Д. Я. Райгородского. — М.: Бахрах-М., 2007.
  49. Раттер М. Помощь трудным детям — М: Эксмо — 1999.- 78 с.
  50. Слюсарева Е. С., Козловская Г. Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 2008 — 240 с.
  51. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 128с.
  52. Смолева Т. О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников [Текст] // Психология развивающейся личности/ Вестник ПГЛУ. Спецвыпуск. — Иркутск, 2008. — с. 33 — 36.
  53. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: Комплексная пси-хологическая коррекция. — М., 2006. — 198 с.
  54. Столин В. В., Соколова Е. Т., Варга А. Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. — 1989.- № 3.- с.16−37.
  55. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции [Текст] / Фрейд З. — СПб.: Питер, 2007. — 384с.
  56. Шабас, С. Г. Психологическая компетентность родителей как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду. — М., 2010.
  57. Эльконин Д. Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов: Сост. Эльконин Д. Б. — Гриф М О РФ, 2008. — 384 с.
  58. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. — 1983. — № 8. С. 55 — 61.
Источник: r.bookap.info

Пояснительная записка

Тревожность  индивидуальная психологическая особенность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокой­ство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и та­ких, которые к этому не располагают. Тревожность — устойчивое состояние, рассматриваемое как личностное образование и/или свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон дошкольника: положительный или отрицательный. Так, если ребенок почти не улыбается, подав­лен, безынициативен, если он не играет со сверстниками, у него наблюдается плохое настроение или отмечаются постоянное беспо­койство, раздражительность, трудности концентрации внимания на чем-либо. Если выявляются мышечное напряжение, нарушения сна и т.п., то эмоциональный фон ребенка отрицательный. Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности. Если по каким-то причинам ребенку-дошкольнику плохо (чаще всего причины негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте — депривация потребности общения в семье или со свер­стниками), то у него могут развиться психомоторное возбуждение, возникнуть тики, заикание или же подавленное заторможенное состояние.  

Коррекционная  работа с тревожными детьми проводится в трех направлениях:

  • Повышение уровня самооценки ребенка.
  • Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  • Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Представленная программа направлена на  развитие эмоциональной сферы ребёнка и на снятие тревожности.

Цель программы: коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
  • Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.
  • Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.
  • Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
  • Осуществить поведения детей с помощью ролевых игр.

Организация занятий

Программа включает в себя 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятия организуются в форме игры.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

  1. Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
  2. Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
  3. Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
  4. Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
  5. Ритуал прощания.

Занятие 1

Задачи:

  • способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени
  • снятие эмоционального напряжения,развитие коммуникативных способностей;
  • развивать креативное мышление,воображение,речь,мелкую моторику рук.

Оборудование: листы бумаги,карандаши цветные.

Приветствие

Педагог. Здравствуйте, я рада встрече с вами. Сейчас мы сядем в кружок и возьмёмся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу, но уже слева (можно дотронуться  до ладони ребёнка, плеча).

Дети выполняют.

А теперь садитесь поудобнее, кто как хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем вы похожи. (Ответы детей.) Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Имя.) Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена — это слова, но особые. Они означают очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбо­ру имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям).

По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или девочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и постараемся побольше узнать о ваших именах. Послушайте отрывок из стихотворения.

Октябрины

Сергеями
Андреями,
Иванами,
Иринами,
Маринами,
Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время — именами странными
Одаривали их отец и мать. (Е.Долматовский)

Игра «Эхо»

Сейчас мы поиграем в новую игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и похлопают свое имя. (Дети по очереди называют и прохлопывают свое имя — сперва по одному, затем все вместе.) Педагог. Молодцы!

Игра «Маленькое имя»

А теперь давайте представим себе, что вдруг стали маленькими. Мы будем бросать друг другу мяч, называя имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, должен будет принять позу маленького ребенка. Все остальные повторяют его позу и хором называют его имя.
(Когда все дети поучаствуют в игре, можно обсудить, что почувствовали при этом дети, почему был выбран именно тот или ой возраст «маленького ребенка».)
Педагог. Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей, — невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или об­щаясь с просьбой. Давайте каждый из вас назовет имя своего друга.. (Ответы детей.)

Игра «Объясни имя»

Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас вам буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут.

Педагог. Незнайка.
Дети. Его так назвали, потому что он ничего не знает.
Педагог
. Белоснежка.
Дети. Она белая, как снег.
Педагог
. Снегурочка.
Дети. Она сделана из снега.
Педагог
. Синеглазка.
Дети. Это девочка с синими глазами.
Педагог
. Курочка Ряба.
Дети. Она пестрая, рябая.
Педагог
. Корова Буренка.
Дети. Она коричневая, бурая.
Педагог
. Бычок Смоляной Бочок.
Дети. У этого бычка бок в смоле.

Педагог. Молодцы! А теперь попробуйте угадать, откуда взя­лись названия некоторых животных. Вот, например, есть на свете жук-олень — рога у этого жука знатные. Чем не олень? Или ящери­ца медянка — она получила свое название из-за того, что шкура у нее красновато-зеленая, отливающая медью. А как вы думаете, от­куда получила свое имя бабочка-голубянка?

Дети. Наверное, у нее голубые крылья.
Педагог
. А бабочка-поденка?
Дети. Она день всего на свете живет.
Педагог
. Змея гадюка.
Дети. Опасная, ядовитая змея.
Педагог
. Рыба-голец.
Дети. Наверно, у нее нет чешуи, она «голая».
Педагог
. Снегирь.
Дети. Эта птица прилетает к нам тогда, когда выпадает снег.
Педагог
. Птица кукушка.
Дети. Ее так назвали из-за того, что она кукует.
Педагог
. Все правильно, молодцы!

Игра «Ласковое имя»

А теперь давайте встанем в круг. Вспом­ним, как ласково зовут вас дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих лас­ковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бро­сил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, и произнести его ласковое имя. (Дети по кругу перебрасывают мячик, называя свои ласковые имена. Затем игра повторяется в обратном порядке.)

Релаксационное упражнение

Игра-медитация «Волшебное путешествие»

– А, сейчас ребята ложитесь поудобнее и закройте глаза. Мы будем играть в волшебное путешествие.
– Расслабьтесь, сделайте  глубокий вдох, выдох и постараться представить то, о чем я буду говорить
. (Включить какую-нибудь плавную, приятную мелодию. Музыка обязательно должна быть без слов!).

«Представь себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну.. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайтесь поудобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где вам всегда хорошо. Подумай о таком месте. 

Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако опускает нас на землю. Теперь вы можете идти. Мы там, где вы  спокойны и счастливы, где очень хорошо. Посмотрите, что там вокруг? Какие в этом месте запахи? Что вы слышишь? Есть ли здесь кроме вас какие-то люди или животные? Тут вы можешь делать все, что хотите. Побудьте в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти). Ну вот, нам пора возвращаться, залезайте на облако. Мы снова летим по самому синему небу. Вот уже показался наш д/с. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с вами залезаем в нашу комнату прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а вы раскроете глаза (считайте до пяти)».

После того как дети откроют  глаза, предлагаю сесть за столы и нарисовать то, что они себе представили. ( это может быть облако, на котором они путешествовали или место, где они побывали).

Прощание

– Вот посмотрите, какие замечательные картины у вас получились. Мы хорошо поиграли сегодня, и мне хочется, чтобы вы поаплодировали друг другу сначала тихонько, а затем все сильнее и сильнее. 

Спасибо, до свидания!!!

Продолжение (занятия 2-10)

Список литературы:

1. Добина Н.И. Развитие личности ребёнка в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира.Сенкт-Петербург «Детство-пресс»,2008.
3. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. Ростов -на –Дону, Феникс,2006.
4. Чистякова Психогимнастика. Москва,Просвещение,1887.

Источник: urok.1sept.ru

Таблица 2.3 Результаты определения уровня тревожности у дошкольников с ТНР

имя ребенкаколичество балловуровень тревожностиСамир Г.8среднийАртём Г.13среднийНикита Д.2низкийЯрослава К.5низкийАртём Л.11среднийНикита Р.13среднийРома Р.17высокийЮля С.8среднийВлад Ч.12среднийВова Ч.19высокийЛиза Я.5низкийВаня С.8средний

Диаграмма 2.2

Результаты диагностики: после количественного анализа протоколов обследования было установлено, что у 17 % детей высокий уровень тревожности, у 25% — средний уровень тревожности и у 58 % — низкий уровень тревожности.

Таблица 2.4 Анализ результатов анкетирования воспитателей в группе

ВопросОтветы «ДА»СамирАртёмНикитаЯрославаАртёмНикита РРомаЮляВладВоваЛизаИванОбщее кол-во1. Не может долго работать не уставая++++++++82. Ему трудно сосредоточиться на чем-то++++++++83. Любое задание вызывает излишнее беспокойство+++++++74. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован+++++55. Смущается чаще других++++46. Часто говорит о возможных неприятностях+++++57. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке+++++58. Жалуется, что сняться страшные сны+++++59. Руки обычно холодные и влажные++++++610. Нередко бывает расстройство стула+++++511. Сильно потеет, когда волнуется+++++512. Не обладает хорошим аппетитом+++313. Спит беспокойно, засыпает с трудом++++++614. Пуглив, многое вызывает у него страх+++++515. Обычно беспокоен, легко расстраивается+++++516. Часто не может сдержать слезы++++++617. Плохо переносит ожидание+++++518. Не любит браться за новое дело+++++519. Не уверен в себе, в своих силах++++++620. Боится сталкиваться с трудностями+++3

Исходя из данных таблицы 2.4, можно сделать вывод о том, что 8 из 12 обследуемых детей по мнению воспитателей не могут долго работать не уставая, им трудно сосредоточится на чем-либо; у 7 детей любое задание вызывает излишнее беспокойство; половина детей группы (6 детей) спит беспокойно, засыпают с трудом, часто не могут сдержать слёзы, а также не уверены в себе и своих силах.

Таблица 2.5 Сравнение результатов проведения методик диагностики уровня тревожности детей дошкольного возраста

Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)Анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. ТитаренкоКол-во детей с высоким уровнем тревожности, в %Кол-во детей со средним уровнем тревожности, в %Кол-во детей с низким уровнем тревожности, в %Кол-во детей с высоким уровнем тревожности, в %Кол-во детей со средним уровнем тревожности в %Кол-во детей с низким уровнем тревожности, в %176617175825

Данные таблицы 2.5 показывают, что результаты двух методик по выявлению уровня тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР практически идентичны: у 17% детей исследуемой группы высокий уровень тревожности; у большинства детей — средний уровень тревожности и у четверти детей группы — низкий уровень тревожности.

Таблица 2.6 Сравнение показателей уровня тревожности у детей исследуемой группы после проведения диагностических методик

Имя (ребенка)Анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко (уровень тревожности)Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) (уровень тревожности)Самир Г.СреднийСреднийАртём Г.среднийСреднийНикита Д.низкийНизкийЯрослава К.низкийСреднийАртём Л.низкийСреднийНикита Р.среднийСреднийРома Р.высокийВысокийЮля С.среднийСреднийВлад Ч.среднийСреднийВова Ч.высокийВысокийЛиза Я.низкийНизкийВаня С.среднийСредний

Исходя из данных таблицы 2.6, показатели уровня тревожности после проведения диагностических методик отличаются у двоих детей исследуемой группы (в таблице 2.6 отмечены курсивом). Следовательно, данные проведенных методик можно считать объективными.

.3 Программа игровой коррекции «Тревожность»

Одной из актуальных задач в системе дошкольного образования на современном этапе является совершенствование психологической помощи детям.

Программа Тревожность составлена как тренинговая программа для детей 4,5 — 7 лет, испытывающих тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера.

Необходимо отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность — это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности.

Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. [6]

Коррекционную работу с тревожными детьми проводят в трех направлениях:

.Повышение самооценки ребенка.

.Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

.Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами.

Цель программы: коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

1.Снять эмоциональное напряжение.

.Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.

.Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.

.Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.

.Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.

Осуществить поведения детей с помощью ролевых игр.

Работа по программе:

Программа состоит из 7 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня с подгруппой детей, длительностью: 25 мин. с детьми старшей группы; 30 мин. с детьми подготовительной группы.

Занятия организуются в форме тренинга.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

.Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).

.Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).

.Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).

.Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

.Ритуал прощания [10].

Тематическое планирование

Занятие 1 Знакомство

Цель: раскрепощение участников

Задачи:

·объединение детей в группу;

·идентификация себя со своим именем;

·формирование позитивного отношения детей к своему Я

Занятие 2. Мое имя

Цель: раскрытие своего Я

Задачи:

·создание положительного эмоционального фона;

·разгадывание характеров с опорой на художественное изображение;

·повышение уверенности в себе;

Занятие 3 Мое настроение

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

Задачи:

·создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

·снизить эмоциональное напряжение;

·развивать способность понимать эмоциональное состояние и умение выразить свое.

Занятие 4. Настроение

Цель: снизить эмоциональное напряжение.

Задачи:

·снижение эмоционального напряжения;

·рефлексия с опорой на художественное изображение;

·снятие мышечных зажимов, тревожности;

Занятие 5. Страхи

Цель: выявление реальных страхов детей.

Задачи:

·создание положительного эмоционального фона;

·формирование социального доверия;

·осознание и снятие страхов;

Занятие 6. Преодолеваем страхи

Цель: развивать умение находить конструктивный выход из ситуации.

Задачи:

·уменьшить тревожность, развивать уверенность в себе;

·оказать помощь в преодолении негативных переживаний;

·ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

Задание 7. Я больше не боюсь

Цель: развитие социального доверия.

Задачи:

·преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе;

·снятие страха перед темнотой;

·снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов;

·развитие внимания друг к другу, социального доверия;

·развитие чувств эмпатии [11, 22, 23].

Коррекционные игры, используемые на занятиях:

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Психолог дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представи

Источник: www.studsell.com